menu
person

21:13
Blade Of Sadness "Философия тяжёлого рока" /1

МЕТАЛ В ЧЕРНОМ ЦВЕТЕ


Каждый из музыкантов, начиная с египетской , продолжая греко-римской , кончая нашей эпохой всегда "сопровождался своим" мыслителем -... Раздел в трудах того или иного ученого под названием " философия музыки" ( а таких немало, например Платон призывал не слушать музыку только ради танцев и развлечения). ...Слишком примитивно. Пары, а то и триады-квадриги : философ-писатель-музыкант-художник- образуются без намеренных знакомств. Вагнер, Ницше…Кинчев и Лукьяненко… Блекмор и Кинг . Маяковский был панком того времени . Дали ...что говорить - он нарисовал портрет Элиса Купера с натуры, и чуть чуть не успел до творчества Marilyn Menson с Dark Tranquility. Валледжо рисовал обложки дисков для Оззи и других металлических групп и, кроме этого заказов у него было…Творчество людей разных жанров взаимосвязано. Генерируя идеи, "смыслы", порождаешь чувства, формирующие то, что принято называть " звуки, шумы, цвета или эффекты". А те, в свою очередь играют роль упавшего на голову яблока. Музыка основывается на чьей-то философии , развивается и ищет, основывая в конце концов ( а иногда идейного конца может и не быть ) свою философию.

Стремление познать сущность и воздействие данного вида творчества на человека наблюдается у каждого неглухого и неслепого.

Сон и явь, бред и действительность перемешаны и неразличимы, так что не понять, где они сами по себе слились, а где были увязаны между собой умелой рукой художника. Фантастические сюжеты, чудовищные галлюцинации, гротеск в сочетании с виртуозной живописной техникой - именно это привлекает меня и, возможно, других в произведениях Дали, Валледжо , Ройо, Литвинова и многих других богов фентезийной живописи .

Сюрреалистическая лирика точно соответствует рисунку хард рока. Синкопированная (акцентировка на ритмически слабых долях) металла, мрачные фоны бас-гитары и ударной установки и создают такую волшебно-художественную форму произведений Black Sabbath-- Rainbow- -Dio--Royal Нunt…и т.д. Для панка, гранжа, и всех альтернативных стилей тяжелого рока я бы предложила офисную абстракционную живопись в стальных круглых асимметричных рамках. King Crimson, Lake of Tears воплотились бы на и холстах Куинджи, Левитана и …на обоях под покраску…

До сих пор ходят некоторые люди в "психоделических майках".


Для меня есть три способа прослушивания. Когда слушаешь музыку и представляешь всякие образы (но сама музыка при этом воспринимается не внимательно), когда сосредотачиваешься на 100% только на музыки и не думаешь не о чём кроме музыки...только так можно оценить игру каждого музыканта, и когда занимаешься своими делами и на самых любимых местах отвлекаешься. Я знаю, что некоторые классические музыканты (например играющие на классической гитаре), отрабатывая произведение, обращают внимание не только на технику и на музыкальность, но и на образы при игре....Чтоб вникнуть и хорошо исполнить музыку 16 века, они читают литературу, историю этой эпохи, ходят в музеи и т.д. без этого произведение на 100% не сыграется.


Любой образ представляется настольно ярко, насколько развито воображении или степень развития ощущений.

Особенности восприятия и передаче представляемых образов подразделяют на : кинестическое ( через соприкосновение, ощущение себя в пространстве, в их речи много слов описывающих фактуры, размеры, касание кожи, предметов, движение) аудиологическое (подсознательное восприятие и запоминание через слух- они описывают громкость, гармонию, возгласы, сами слова, их характерное произношение) и визуальное( для них имеют большое значение живые и статичные образы книг, кино, жизненных ситуаций, цветовая гармония интерьера и т.д.).

Людей с визуальным восприятием гораздо больше (66%), аудиологическое характерно для людей в основном пересекающиеся своей деятельностью с музыкой и т.д. Еще больший процент среди смешенных типов, ауди-визуальные ощущения доминируют среди 95 % людей. Образ, звук и движения ( аудио-видео-кинестическое) –основа реакций для спортсменов, циркачей, танцоров и еще незначительного процента населения.

Итак, о нас, о меломанах. И звуки и образы -уже знакомый результат психологического воздействия музыки. Причем независимо- имеем ли музыкальное образование(где в начальных классах заставляют рисовать картинки "под впечатлением"), ходим ли на концерты с экшеном подсветки, или разглядываем ковер на стене во время прослушивания пластинок.

Самое стандартное наверное- представлять какое либо событие или героя "Жанну, что еще из тех королев" или "Mega Therion"…а если исключит восприятие сюжета из текста, ведь многие не понимают ни единого слова в иностранной лирике, окромя написанного на обложке названия.


Существует ли понятие звукоцвет???

Существуют ли в таком случае вообще какие-либо определённые звукоцветовые соответствия? Или, может быть, случайно возникающие неустойчивые ассоциации между звуком и цветом? А возможно, что звуковые связи - следствие исключительно тонко устроенных механизмов восприятия отдельных людей? На этот счет есть одна любопытная теория, применимая в моем исследовании: Если соответствия звуков речи определённым цветам существуют, пусть даже в подсознании, то они должны где-то проявляться, звукоцвет должен как-то функционировать в речи. И пожалуй, прежде всего нужно искать проявления звукоцветовых ореолов в поэзии: там, где звуковая сторона особенно важна. Создается определённая цветовая картина, и рисунок гласных стиха должен бы поддержать, "подсветить" эту картину звуками соответствующего цвета.


Если это так, то естественно ожидать, что при описании, например, красных предметов и явлений в тексте будет подчёркнута роль красных А и Я; они будут встречаться чаще, чем обычно, особенно в наиболее важных, наиболее заметных позициях (скажем, в ударных). Описание чего-либо синего будет сопровождаться нагнетанием синих И, У, Ю; зелёного - нагнетанием Е, Ё и т.д.

У А. Блока( собственно я беру этот пример для наглядности, гласные звуки и в английской и в немецкой речи почти одинаковы) есть стихотворение, которое он написал под впечатлением от картины В. Васнецова "Гамаюн, птица вещая". Стихотворение о грозных пророчествах передаёт трагический колорит картины.

На гладях бесконечных вод,

акатом в пурпур облечённых...

Вещает иго злых татар,

Вещает казней ряд кровавых

И трус, и голод, и пожар,

Злодеев силу, гибель правых...

И вещей правдою звучат

Уста, запекшиеся кровью!..

Если исходная гипотеза верна, то в звукобуквенной ткани стихотворения должны встречаться чаще, чем положено по норме, красные А, Я и тёмные, мрачные У, Ы. Не так ли?

Приводится анализ гласных звуков- как обладающих продолжительной временной характеристикой и похожих, во время вокального исполнения на саму мелодическую основу. Что касается согласных или иных звуков которых нет в русской речи- их эффект больше обусловлен их непривычностью.

Но почему-то в опере хорошим тоном считается исполнение на исторически родном языке произведения. Дело в звуке или бахвальстве профессионализма?

Вообще поиск звукового (буквенного) соответствия интересует почему то русских ученых. Понятие "звукоцвет" - существует. Использовалось Кандинским, и у лингвистов при анализе поэзии. Также при исследовании психологии музыкального восприятия. Я б добавила к этому - исследования психиатров( наверняка вы когда-либо встречали тесты основанные на цветовом предпочтении или вас бесила обстановка в каком-либо помещении), будут уместны, только не нашла подходящих к тяжмету моментов –(учитывая предыдущий опыт) меня бы обвинили в вырывании фраз из контекста.


Есть в сети масса сайтов, анализирующих звучание слова и выдающие ассоциации... вот только вопрос - это действительно научно или - результат подсознательной аналитики нашего языка? А.П. Журавлев изучал влияние звуков, а точнее звуков-цветов в словах и музыке на психическое состояние. На сайте www.analizfamilii.ru можно узнать какой смысл есть в вашем имени и т.д.

А собственно не зря древние в колдовстве использовали "тайну имени" (полагалось даже до некоторых пор помалкивать как тебя зовут), и происходило это не на территории Киевской Руси.

И сама музыка использовалась в практических и сакральных целях. До сих пор меня потрясает веками разработанная акустика церкви специально для песнопений, для атмосферы звука и гармонии. Многие инструменты прошли свою эволюцию, чтобы иметь те свойства звукоизвлечения, которые бы отвечали различным потребностям людей.

 

Дело не в речи и языке как таковом – а в информации которую несет звук для органов чувств и психики. Стон или визг имеет свой характерный окрас, помимо эмоциональной реакции мы воображаем разные картины. Когда я училась в муз. школе, учительница предлагала представлять цветные изображения, сюжеты, чтобы ярче передать характер исполняемой или изучаемой композиции. Привычка осталась даже после ознакомления с металлом.

Анализ цветовых соответствий в стихотворениях применим к основанной на игре ассоциаций сюрреалистической лирике рок-композиций. Помимо наглядной и смысловой информации, заставляющей напрягаться наше воображение, они несут еще информацию на тех уровнях называемых 1-выми, 2-ми -ми-…6-ми чувствами .

Для применения в криминалистических экспертизах используют спектрохроматографы, определяющие свойство веществ и отображающие их на определенной классификационной палитре. Излучение звезд , компилированное в спектре, характеризует их состояние и особенности происхождения - это давно применяется в астрономии.(Само собой, спектрография не имеет отношения к психологии, в отличие от ассоциаций звука с цветом. Спектрография основана на том, что разные химические вещества имеют максимумы интенсивности излучения на разных частотах. Разложив излучение в спектр и сравнив его со спектром известных химических веществ, можно сделать вывод о химическом составе источника излучения).

Также, пусть сравнительно недавно, проводятся исследования соответствия звуков и цветов, хотя гораздо раньше доказано их влияние на системы восприятия, психические и биологические системы. Самый простой тому пример, после которого я и начала интересоваться данными взаимодействиями- я долго не могла адаптироваться к кислотным дискотекам(хотя несмотря на узкую слуховую настройку, прекрасно ощущаю систему этой музыки) и 3-му Квейку на плохом мониторе- тошнило как беременного наркомана. И ... дело все в звуках и цветах, в их свойствах.

Металл провоцирует восприятие контрастных цветов. А цвет контрастным становиться если он лежит на противоположном- светлый на темном- или темный на светлом. Преимущественно темных цветов в металле нет, металл и его звуковая настройка, как вы уже знаете - очень даже разнообразны. "Давящий черный цвет с пятнами красного" как лейбл для композиций блек-металл еще объясним, но вот Manowaroвские гимны- расцветки андреевского флага с примесью кельтской зелени. Многие мне возразят- но вот на то оно и восприятие, чтобы зависеть от качеств индивида. А в свою очередь, любая детерминация в психологии носит вероятностный характер.

 

Некоторые слушатели и критики говорят что сам характер рок-музыки черный, т.е. она несет в себе заряд отрицательной энергии, следовательно цвета-символы ее темные, как ночь, как зло, которое она ( якобы даже не стараясь) несет.

Не все металлисты одеваются в черное, панки, хиппи, реперы и т.д. преимущественно носят яркую, пеструю одежду (и волосы) из искусственных и естественных материалов– "доброта" их музыки оспаривается не меньше.

Может потому что черный цвет –символ таинственности?( ага, а нас так мало знают… наша субкультура и музыка заводит в смысловой тупик многих). Доказать то что черный - подсознательно форматируется как символ "непонятности" просто.

В человеческом глазу, согласно трехцветовой теории зрения существует 3 сектора разновидности так называемых колбочек, которые возбуждаясь продуцируют зеленый, желтый и красный цвета, или возбуждаясь в разной последовательности и степени- дают их смеси, одновременное возбуждение –дает белый цвет, покой – черный, периодическое возбуждение определенной шкалы- оттенки серого. В темноте работают палочки- способности "к цветам" у них нет вообще, они только улавливают рассеяный свет. В абсолютной темноте –потому и "как у негра в …", потому что наши колбочки дрыхнут, т.е. находятся в состоянии лишенном всякой информации, помимо инстинктивной. А инстинктом является- давать черный цвет в состоянии покоя или любой другой известный, когда что то разобрать не по силам ( зрение дальтоника). По аналогичному принципу работают и селекторы искусственных интеллектов (т.е. компов)- "да или нет" - или что-то правильное - или черный экран.

Значит в инстинкте (а человек древний боялся ночи и еще как) ассоциация с темнотой вызывает страх, беспомощность, неизвестность, отрицание. А все вышеперечисленное - вызывает в памяти только черный цвет.

Также можно сказать, что на биологическом (некоторые организмы и биологические процессы- "отключаются" при выключении света) и кибернетическом уровне черный означает также и - Покой.

Еще раз посмотрим за окно истории. Черный цвет был в основном естественным, и красителей для ткани, шерсти и кожи существовало мало, поэтому цветная одежда вызывала положительные эмоции. Человек носящий черное - либо бедняк, больной нищий, вдовец, либо вор, скрывающийся в тени- т.е. несущий угрозу, тревогу, жалось и т.д. Про ворон, кошек и прочих тварей такой окраски и говорить не приходится. Черный цвет – оттого и символ суеверий, табу и пионерских сказок. Красный был редким- он указывал на знатность и на смелость его носителя и …считался не менее опасным. Черный цвет в одежде говорил также о нейтралитете, скромности, конформизме, был символом плодородной земли. Черный цвет указывал и на избранность –например, вороные лошади хоть и злее, в сказках, былинах они чуть ли не от самого дьявола, но их считали волшебными. И действительно они гораздо неприхотливее и сильнее своих светлых собратьев (на Руси говорили "продай белую лошадь, сам езди на рыжей, дорого отдай за вороную")… А сколько полагалось платить за черноволосых рабынь…Черные одеяния носили адепты различных культов.

Т.е. роль черного цвета далеко не однозначна, и не упирается в крайности.

Роль белого цвета замета и в медицинской практике, им например (предварительно завернув объект в белую простынь и закрыв в абсолютно белой комнате можно вылечить депрессию), однако психологическое давление активного насыщения белым цветом может сказать неблагоприятно – стены офисов рекомендуют красить в цвета темные и неяркие не говоря уже об оформлении домашнего уголка (в смысле квартиры). Белый цвет тоже не всегда благо.

Как черный и остальные цвета трактуется в психологии. Черный цвет - это апатия, пессимизм, пофигизм. (Однако коричневый и синий- стабильность, сила, уравновешенность). Черный - эмоциональная нагрузка. Белый- эгоизм, амбиции. На самом деле все рокеры одеваются так, как им нравится...может просто многим рокерам неспроста нравится черный цвет или многие специально облачаются в нелюбимый цвет?

"Это просто западная традиция деления мира на белое и черное. Вот и все. А вот в восточной культуре по-другому. У них этот знак инь и янь: белое обвивает черное, черное на белое; в белом всегда есть черное, в черном белое; нет ( абсолютного ) добра, как и нет зла, просто НЕТ; все гармонично. А у нас мир делится на две половины; белое и черное; сатана и Бог... черный цвет ночи, а это самое спокойное время суток :) только ночью все проблемы перестают быть проблемами и становятся не важными отступая на второй план (потому что за день напашешься и только до койки или …может ночь время любви?)."

Музыку в стиле хеви, обожают и на Востоке, они просто переняли ее вместе с ее традициями. Черный цвет у них, хоть и составляющая вечного символа бытия, и значение его другое но в целом нейтральный, т.к. на востоке вообще нет устойчиво почитаемых символов, кроме исторически сложившихся и действующих в пространстве этих традиций. (в Японии белый- символ траура и никто не брезгует белыми одеяниями на свадьбу). Другой вопрос эстетический – черный там –цвет черни- белый- цвет красоты, чистоты, но это конечно зависит и от внешних особенностей тамошних людей.


Но вернемся на нашу часть света. Косуха ведь великолепно смотрится на бледнолицых братьях!

Почему большинство считает что черный цвет - довольно плохо, …"и еще он старит"?

С точки зрения художника и дизайнера- черный цвет- превосходный фон, или рамка - на нем смотрится буквально все и в любом виде. Черная одежда сводит к минимуму внутриобъектную воздушную перспективу, нивелирует тени, маскирует темнотой (опять же глаз на нем не останавливается)- девичий (и не только) стан визуально становится тоньше.

Но если человек одет во все черное - он будет выглядеть эффектно при условии, если у него ровного, достаточно смуглого оттенка и здорового вида кожа. А еще неплохо бы иметь какую-нибудь изюминку во внешности …Кстати эти свойства и сделали черный цвет- основой соблазна ( и может быть поэтому греха и зла?).


Истинные граждане (не рокеры), воспитанные и спокойные (а черный цвет спокойствия, не активности) тогда должны любить черный цвет. Но журналисты отнесли все-таки рокеров к черному массе, может из-за агрессивных текстов и такого же поведения? (понятно, что не всегда, но это правда)

Идеология также послужила для выдвижения образа черного цвета как " нечто".

В СССР символом бунтарского прошлого являлся красный- а в странах другого политического блока к красному уже присматривались настороженно. В русском роке в противовес массовости кранного цвета, в противовес радужным мечтам которые так и не сбылись а превратились в тьму заблуждений и пороков, антитезой горящим звездам был их черный фон. "...Черно-красный мой цвет но он выбран увы не мной...

...Красное на черном!... Чёрный скорее это традиция, рок родился в 50-60 годах, это протест против существующего в СССР- например против запретов, гонений…это андеграунд, а для андеграунда лучше чёрного ещё ничего не придумали, а сейчас наверное не так..."

Еще бы не так! Почему тогда в Англии и Америке, родоначальницах тяжелого рока - после пестрых 70-х, после "утяжеления" всех стилей, народ стал ходить в черном, рисовать мрачные обложки и т.д. Посмотришь записи концертов- просто колышущаяся черная пучина. Не благодаря ли кризису запада? И тому, что Великий и Могучий стал распадаться ( и красный цвет, как устрашающий не актуален)…да нет и штаты особо не страдали от пресыщения …и фильмы типа "Рембо" и книжки типа "Дюны" говорили, что СССР еще ого-го! А может мода у них носит такой повальный характер?

Все дело в удобстве, практичности, долговечности черного цвета и вообще многих предметов металлической атрибутики.

"Почему чёрный ассоциируется с негативными эмоциями... ведь это белый - наоборот, режет глаза и притягивает к себе грязь..." Действительно, издавна черный цвет был цветом маскировки в среде и маскировке загрязнений на самом черном цвете - т.е. использовался людьми, их официальными и неофициальными объединениями использующими силу, хитрость, специальные и профессиональные навыки иного толка. Черная краска- дешева и удобна в применении на государственной службе.

Розовый голубой и т.д. – если не были символом детства, грудного периода, то пожалуй чего еще легкомысленного.

Как говорил Оззи – "Каким чёрным был мой Sabbath!" Чёрный - это ведь круто выглядит. Представьте себе рокера в розовом?.."

Черный - еще и воплощение строгости. Его носят учителя, служащие, деловые леди…( упс, а про леди то и косячок…именно феминистки заключили договор на черные костюмы для серьезных дам, не желающих выглядеть яркой зазывающей самкой).

Т.е. черный- это защита, отстраненность от простых смертных. Надевая черный цвет надеваешь щит.

Времена меняются - строгость в моде, а для протеста нужна раздражающая тряпка. В психологических теориях его и потому называют - цвет неуверенных в себе людей, поступающих "как все".

Так что там с рокерами- мы держим традиции! Мы как бы родились черными и надо сохранить породу. "Чтобы узнавать друг-друга"; "Для самовыражения" - а ведь всё это правильно! Не, конечно, всем понятно, что всё это, в принципе неважно, как говорят в математике, это не критерий, не необходимое и достаточное условие ( то есть если ты в косухе - ты ещё необязательно рокер, если ты рокер - ты необязательно в косухе; можно быть рокером не в косухе, можно быть в косухе, но не являться рокером ), так ведь у всех и всегда было принято - одеваться одинаково в рамках какого-то общества, чтобы видеть друг друга, а одежда эта и т.д., в принципе, выражают то, что тебе нравиться и интересы этого ( вашего ) общества.

Но вопрос в другом - почему черный? Некоторые говорят " белый сразу отпадает по идеологическим соображениям" - может потому что в русской традиции это означает радость, благую весть- а рокер про окружающее, включая себя такого сказать не может. Или этот цвет уже занят другими конфессиями ?

Суммирую- ка я ответы на форуме www.rock.ru:

1."Ведь чёрный цвет - это не есть чёрный цвет: он спектрально раскладывается на сотни оттенков. в нём каждый видит то, что хочет видеть! и дело, по-моему, не в агрессии и мрачности чёрного цаета, он просто - разный! как и люди, его носящие, разные! и, вместе с тем, он - благородно сдержанный и одухотворённо распущенный одновременно. это для меня - цвет свободы. он как квадрат Малевича, который на самом деле не квадрат, и не чёрный."

2. "Только Черный цвет не есть свет. Видимый свет не разлагается на черный. Им нельзя осветить, но можно прикрыть. Черный цвет не отражает, а только поглощает. Он сам по себе культовый не смотря на рок. Черный это неизвестность, скрытые чувства, мысли, эмоции, самые дальние части души."

3. " Черный это фон, его нужно чем то заполнять…И кроме того черный здорово смотрится с серебряным".


Другие цвета( ну джинсовый к нам пришел из очень даже практичной жизни- ковбоев, путешественников и хиппи), которые ассоциируются с нашей музыкой и культурой - это серебряный и красный. С этим более или менее понятно. Помимо гармонии с любимым черным ( кстати как и синим любых оттенков) они ассоциируются с образами. Серебряный ( светло-серый, металлический) обращает к старинным украшениям, звону кольчуг и шипов, средневековым пыткам и т.д. Его реализуют непосредственно через (как пишется в криминалистике будете смеяться) - "металл белого цвета", заклепки, цепочки, колечки и т.д. до разрешенных законом для ношения предметов. "Серебряный" дает блеск, игру цветов, отражение, он живой и вместе с тем несущий загадку или…смерть…

А именно данные прибамбасы на черной коже использовались давным-давно для сексуальных игр ( а об этом, и о Judas Priest я уже писала).

Про красный говорить и…места не хватит…он и символ революции, и крови… и силы…и сектанства…и награды…но в металлкультуре не прижился…уж больно его целесообразность и практичность спорны.

Категория: ОКОЛО МУЗЫКИ | Просмотров: 1695 | Добавил: darksage | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]